О предуниверсарии

Добрый день. Разрешить представить проект «Создание региональной сети школ, реализующих программу «Предуниверсарий НИУ ВШЭ», проект, ставший в 2016году победителем в конкурсном отборе на реализацию программ инновационной деятельности по отработке новых технологий и содержания обучения и воспитания в рамках задачи «Развитие современных механизмов и технологий общего образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в номинации «Инициативный инновационный проект»

Целью предложенного инновационного проекта является создание региональной сети школ, реализующих инновационную образовательную программу в старшей школе, которая позволит объединить усилия НИУ «Высшая школа экономики» и партнерских школ по подготовке компетентных выпускников, способных продолжить образование в современном университете, самостоятельно решая образовательные задачи средствами учебной, исследовательской и проектной деятельности.

Указанная цель должна быть достигнута за счет реализации следующих задач:

  • обеспечение реализации индивидуальных траекторий обучающихся и их участия в территориально-распределенных сетевых образовательных программах;
  • выполнение комплекса мер по использованию ранее разработанных и внедренных Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС СОО), включая их методическое обеспечение В рамках реализации указанной задачи будут сформированы новое содержание общего образования и технологии обучения по отдельным общеобразовательным предметам;
  • формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов, которая будет способствовать созданию качественно нового отношения обучающихся и образовательных организаций к качеству образования и получаемым по его итогам компетенциям, процедурам и механизмам их измерения и оценки. В рамках проекта будет апробирована критериальная система оценки качества образования;
  • популяризация среди детей и молодежи научно-образовательной, проектно-исследовательской и социально значимой деятельности, выявление талантливой молодежи.

Назначение старшей школы – способствовать самоопределению учащегося, выбору «жизненного пути» и пути дальнейшего профессионального образования, обеспечить подготовку к профессиональному образованию в виде углубленного изучения соответствующих профильных предметов. Продуктом старшей школы должен стать выпускник, способный получать выбранное им профессиональное образование.

Поэтому в целевое назначение старшей школы входит не столько подготовка учащегося к успешной сдаче ЕГЭ, сколько создание предпосылок к его дальнейшему продуктивному и успешному непрерывному образованию в течение всей жизни, в том числе и обучению за пределами школы (в ВУЗе).

Таким образом, создание региональной сети школ, реализующих программу Предуниверсария НИУ ВШЭ, является актуальной практической задачей и отвечает интересам и школы, и ВУЗа.

Наш опыт взаимодействия с высшими учебными заведениями по созданию системы профильного обучения и предпрофидьной подготовки свидетельствует о том, что при переходе из школы в ВУЗ должен кардинально измениться тип учения молодого человека в сторону максимальной самостоятельности учения и владения навыками самоорганизации, планирования, контроля. Очевидно, что освоение таких навыков и наращивание соответствующих личных качеств требует времени.

Однако современная старшая школа лишь формально признает значение самостоятельного учения, а на практике недостаточно развивает эти навыки. Формирование самостоятельности учения в старшей школе подменяется задачей «углубленного изучения предметов», которое понимается как увеличение часов учебной нагрузки или объема предметного материала.

Характерными чертами современной старшей школы стали:

  • гиперопека со стороны учителя;
  • герметичность среды и коммуникаций;
  • репродуктивные методы обучения и отсутствие инструментального подхода к освоению знания, что ведет к информационной перегрузке ученика.

Ответственность за «образовательные результаты» в школе несет учитель, а не ученик. Преподавание в школе опирается, как правило, на репродуктивные методы, натаскивание. Современная школа испытывает явный недостаток средств для обеспечения самостоятельного выбора старшеклассника, планирования, собственно учения. Таким образом, в создании предвузовской системы подготовки возникает ситуация, в которой школа рассчитывает, что вузовские работники доделают работу за неё (по созданию основ самостоятельного и ответственного учения), а ВУЗ рассчитывает, что данная работа уже проведена. В результате важнейшая кардинальная предпосылка перехода молодого человека к другому типу учения систематически не создается никем. С этой точки зрения, цель создания региональной сети школ, реализующих программу Предуниверсария, – распространение и практическая реализация в инновационных школах системы ответственного и самостоятельного учения старшеклассников.

Предуниверсарий не является образовательным учреждением или структурой, подчиненной образовательной организации (школе или ВУЗу). С правовой точки зрения, Предуниверсарий является сетевой образовательной программой, участниками которой выступают школы, ВУЗ, партнерские организации. НИУ ВШЭ является координатором и интегратором сетевой программы.

С точки зрения образовательной технологии, Предуниверсарий представляет собой сборочную модульную конструкцию, использующую возможности школ, ВУЗов, партнерских организаций и площадок для организации проектной и исследовательской учебной работы, программ социализации. Школьник в процессе обучения в Предуниверсарии должен получить опыт самостоятельного освоения некоторых блоков материала, опыт коммуникации в «нешкольных» предметных и межпредметных дискуссиях, опыт исследовательской и проектной работы, оценку своих работ высокими профессионалами.

Старшеклассник, обучающийся по программе Предуниверсария, обязан в течение 2-х лет (10-11 классы):

  1. Освоить предметы углубленного изучения, прослушав рекомендованные он-лайн курсы профессоров НИУ ВШЭ и проделав офф-лайн учебную работу в школе в рамках данных учебных предметов.
  2. Освоить отдельные учебные предметы на базовом уровне, рекомендованные для данного направления обучения, на базе собственной школы при освобождении от обязательного посещения уроков по этим предметам, в том числе с использованием он-лайн курсов.
  3. Выполнить ежегодно одну исследовательскую/проектную работу на внешней по отношению к школе площадке (ВУЗ, предприятие и т.д.) под руководством компетентного руководителя (не учителя) и получить внешнюю оценку работы (экспертное заключение).
  4. Принять участие в ряде выездных интенсивных школ (4 за 2 года), организуемых для групп старшеклассников Предуниверсария с участием студентов, представителей профессорско-преподавательского состава ВУЗа.
  5. Провести ежегодно одну значительную или ряд небольших работ в рамках социальной практики (волонтерство и др.), в том числе используя возможности сети партнерских школ Предуниверсария.
  6. Принять участие в высококонкурентных состязаниях (олимпиадах и конкурсах из Перечня Министерства образования и науки Российской Федерации).

Программа деятельности в рамках предложенного инновационного проекта направлена будет, прежде всего, на разработку и реализацию образовательной программы Предуниверсария в сетевой форме на основе ФГОС СОО в партнерских школах НИУ ВШЭ в Краснодарском крае, в ЮФО с возможностью последующего транслирования и воспроизведения полученного опыта в других регионах Российской Федерации.

Целевыми группами, на которые рассчитаны основные результаты реализации программы инновационной деятельности являются, с одной стороны, учащиеся 10-11 классов образовательных организаций Краснодарского края с высокими образовательными результатами по итогам обучения в основной школе, высокой мотивацией к продолжению обучения, достижению успешности, самостоятельности, самодостаточности; с другой стороны, педагоги и руководители образовательных организаций, заинтересованные в повышении качества знаний выпускников, их социализации, профессиональной успешной самореализации и адаптации к постоянно меняющимся реалиям жизни.

Участниками инновационного проекта помимо НИУ ВШЭ и регионального центра НИУ ВШЭ по реализации программы Предуниверсария в Краснодарском крае станут школы-партнеры МАОУ лицея №48, входящие в настоящее время в образовательную сеть с лицеем, а также образовательные организации края, которые проявили заинтересованность в реализации программы Предуниверсария НИУ ВШЭ.

Формирование региональной сети партнерских школ, реализующих программу Предуниверсария НИУ ВШЭ на основе ФГОС СОО, предполагает реализацию комплекса мероприятий, среди которых следует отметить:

  • создание пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность партнерских школ в условиях сетевого взаимодействия;
  • разработка образовательных программ, в том числе рабочих программ по профильным предметам;
  • построение системы научно-методического сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях, входящих в региональную сеть;
  • повышение профессионального мастерства учителей, реализующих программу Предуниверсария НИУ ВШЭ, руководителей, тьюторов партнерских школ НИУ ВШЭ;
  • организация и проведение на региональном уровне олимпиад, конкурсов защиты научно-исследовательских работ школьников, региональных проектных школ и кейс-игр в рамках реализации программы Предуниверсария НИУ ВШЭ;
  • диссеминация опыта региональной сети школ, реализующих программу Предуниверсария НИУ ВШЭ через средства массовой информации, посредством участия в научно-педагогических, научно-практических конференциях соответствующей направленности;
  • создание собственного информационного ресурса региональной сети школ, реализующих программу Предуниверсария НИУ ВШЭ, - сайта в сети Интернет, с целью информирования широкой общественности о ходе и результатах реализации инициативного инновационного проекта.

Создание такой системы работы – трудная организационная задача. Но, реализовав предложенный проект, НИУ ВШЭ, партнерские школы, ресурсные школы НИУ ВШЭ в регионах выступят лидерами в создании современной модели предвузовской подготовки старшеклассников, которая в свою очередь может стать основой прогрессивной национальной модели старшей школы в России.